2. Разве на домре можно играть рок? Конечно. Рок можно играть и на арфе, и на лопате. Просто душа должна рваться из груди, а песня из души. Но особенность домры в том, что она предполагает еще и изрядную технику владения инструментом. Тут уж недостатки обучения и тем более неумение не скроешь за искаженным электрическим звуком, псевдорокерской концепцией и десятиминутными соло.
3. Как определить стиль, в котором играет группа? Самый любимый вопрос среди журналистов. И самый нелюбимый среди музыкантов. В свое время было сказано слово "фолк-панк". Слово произнесенное есть ложь. Чапурина, естественно, против: "Мы играем просто альтернативную музыку"". Но если учесть, что команда оказывается на стыке нестандартного саунда и инструментального драйва, подобного раннему НОЛЮ и ВОПЛЯМ ВИДОПЛЯСОВА, и душевного настроя или, правильнее сказать, расстроя, близкого Янке Дягилевой, то определение получается вполне приемлемое. Попробуйте на язык слово "фолк-кор".
Второй вариант, это народный рок, предполагающий любой набор заимствований и смешений, при обязательной русской, скоморошьей лихости, хитром драйве и фолковой символике, типа природа, погода, нужды народа и времена года.
4. Откуда взялось такое название? Второй любимый журналистами вопрос. Без комментариев.
5. Музыкальные пристрастия музыкантов и, в особенности, лидера? Третий стандартный вопрос. Ответ прост, как песня жаворонка, как шелест травы. Любимая группа Чапуриной (прости, Господи!) DEAD KENNEDYS, что, возможно, частично объясняет и название проекта. Желание увидеться с лидером бешенных полит-панков Джелло Биафрой, несколько детское, но давнишнее и стойкое. Ведь у каждого свое солнце.
1. Начало. Света с мамой, а потом уже одна, объехала половину нашей необъятной. Может быть, это плохо звучит, но она знает жизнь не по книгам. В свое время в Николаевске-на-Амуре Света была отдана в музшколу, "на домру". Она любит свой инструмент.
2. Питер. С самого начала музыкальной карьеры Чапурина начала терпеть победы и одерживать поражения. Акустические проекты, попытки записи, пропадающие в отечественных туманах. Сталь продолжала закаляться почти десять лет.
3. Хохот. Демо-альбом "Хохот Моцарта" (1998 год) стал первой более-менее полноценной записью. Свойственную светиным песням бесконечность смыслов, их бездонную лаконичность почувствовали такие противоположности как Артемий Троицкий и Сергей Гурьев. Томный Троицкий, услышав "Хохот Моцарта", назвал запись интереснейшим дебютом последних лет и не стал ограничиваться словами, а пригласил группу выступить в ряду безумных скандинавов в программе концертов "Артемий Троицкий представляет". Еще до этого рваными ритмами чапуринской души проникся Сергей Гурьев. Рыжий кардинал отечественного андерграунда принял активное участие в становлении нынешней атмосферы вокруг проекта. Атмосферы элитарной любви и ощущения причастности к волхованию. Но сразу была уверенность, что ДМиК стоят большего. Что они могут гораздо больше"
4. "Поражение". Сомнения в правильности пути исчезли. Решительные изменения в составе и запись альбома - абсолютно естественное продолжение и развитие ситуации. Выбранное название многозначно и очень цельно. Наконец-то поражена цель - альбом записан. Но группа теперь часть шоу-бизнеса, а не только акустического или электрического андерграунда. Это, конечно, отступление от идеалов подполья, поражение. Но отступление на подготовленные позиции. Музыкально и социально группа переросла психологию музыки подвалов и подъездов. С позиции борьбы с официозом подобная легализация - это поражение в правах.
Оригинальный состав - домра-бас-барабаны. Оригинальный саунд - живой и дышащий. Прозрачный настолько, насколько может быть прозрачен гаражно-панковский звук, и плотный, как стеклянная стена. Не пройдешь, не прокричишь, но если в руках молоток - то оно конечно" Но тогда можно получить и сдачи - чур не обижаться.
Оригинальные тексты, лаконичные, как выдох, как выстрел, как крик птицы, как тень в ветвях. Когда ничего еще не произошло, но вдруг понятно - уже все случилось, уже ничего не вернуть. Тревожная вязь гаражного ритма и тонкого фолк-кора домры. Непреходящее ощущение тревоги и боли. Альбом полноценен и достаточен. Конечно, все можно было сделать иначе, правильнее, красивее и вообще культурней. Но родилось вот так. Так и будет жить. Ибо это отражение жизни группы на данный момент времени. Не абсолютно точное, но довольно близкое к оригиналу. Наконец-то совпали нужные музыканты, нужное настроение, нужные люди вокруг. Отдельно группа благодарна директору Ирине Масалкиной, Олегу Ковриге в частности, и "Отделению ВЫХОД" вообще. Ну и, конечно, Гурьеву, выполнившему значительную часть музыкально-информационного продюсирования и психологического тренинга.
5. Воспоминание о будущем.
Чапурина как автор и как музыкант находится на пороге
зрелости. Таких музыкантов всегда было немного. Сейчас их мало как
никогда. И появляются они все реже и реже. В наших руках наше
будущее.
По воздуху композиций, происходящее сравнимо с камерной струнной музыкой или THE POLICE. Слышно каждую мелочь, каждый звон домры, каждый вдох баса. Лажа исключается. По скрытому напряжению - с Патти Смит или JOY DIVISION. Обратите внимание на иногда появляющуюся, крайне уместную и точную гитару Наиля. Но не ждите легкой музыки.
2. Тексты. У Чапуриной не только нет счастливых, не мучающихся персонажей, но и просто нет персонажей, понимающих кто они, где они, куда они. У нее все очень живое, дышащее, чувствующее, больное, как свежий синяк или очередной плевок в душу. Просто Сэмюэль Беккет какой-то. И главное - жизненная сила и способность принять обстоятельства, как своего ребенка, жить той жизнью, которая дана от Бога. В горящую избу, так в избу, коня, так коня, рок-н-ролл на домре, так рок-н-ролл. Иногда кажется, что Чапурина - единственная нить, связывающая жестокую, надрывную рок-бардовскую традицию типа Башлачева или НАУТИЛУСА периода "Невидимки" с нашим временем. Она либо последняя надежда, Жанна д'Арк русского рока, либо первая звезда нового тысячелетия. Если только там будут в цене звезды не из пластмассы и даже не из картона.
3. Счастье. Посмотрите на Светлану, когда она делает свое дело, играет музыку. Вы сможете, если захотите, почувствовать ЭТО. Девочкина жизнь, Женская судьба - не поле для анализов и пресс-релизов.
4. Дом. Света до сих пор живет в обычной питерской общаге. Кто не пробовал - не поймет. Какие тут могут быть еще комментарии.
5. Деньги. А кому их хватает? Но, пожалуй, нельзя сказать, что они несовместимы. Когда Чапурина работала директором художественного музея, удавалось даже откладывать. На поездку в питерский андерграунд.
1. Стоический оптимизм, состояние, описываемое фразой "пробьемся!";
2. застенчивое упрямство, оно же скромная смелость. Мы все знаем этот тип русской женщины. Взгляд чуть исподлобья. Молчание - золото, слово - серебро. Все на пределе и все без остатка;
3. злая духовность или, вернее, душевность. Никому не придет в голову назвать светины песни добрыми. Или светлыми. А вот чувства они вызывают самые добрые и светлые. У того, у кого вызывают хоть какие-нибудь.
4. разносторонность таланта. Вы знаете, как Олег рисует? А какие у Светы короткие рассказы в жанре просветленного абсурда? Даст Бог, еще узнаете";
5. трепетная агрессия ветра в парусах, вина в голове, птицы, защищающей свое гнездо.
Где тут источники, где части - кто же теперь поймет. Да и не важно все это"
- Однажды Света, окончив музыкальную школу по классу домры, перебралась в Хабаровск, в местное училище искусств. Сокращенно - ХУИ. Извините, как говаривал слоненок.
- Однажды Света чуть было не оказалась осеменатором в совхозе. Резиновые перчатки, емкость с бычьей спермой. Корова, повернув рогатую башку: "А поцелова-ать?". Родина - уродина... Пришлось переквалифицироваться в директора художественного музея.
- Однажды Свете надоело быть директором музея в маленьком сумасшедшем городке. Она собралась и уехала в Питер. Еще никогда в жизни она не возвращалась по той тропе, которую сама проложила"
- Однажды у Светы была грустная и злая песенка о жизни - "Чёрт". Олег привел в группу нового басиста - Игоря Потапова. Он был принципиально православным. Группа перестала играть по божеским праздникам. "Чёрт" превратился в "Крота". А недавно с Игорем пришлось расстаться. Один из главных хитов вернул первоначальное название и исконную метафизичность. Ангел, стоящий у Светы за спиной, никуда не отлучался"
"...Где по неписаным законам жанра надо сорваться, плюнуть, крикнуть, взвыть, распахнуть и только так - там Света строга, учтива и решительно никого не унижает душевной теплотой. Максимум, что она себе разрешает - это воскликнуть "уроды" да выскрепеть зубами "нежность". И эти редкие микроэкстазы учтивой девочки выводят из себя сильнее, чем перманентные крики любого неформала" (Максим Семеляк, "Известия", 28.01.2000)
"Неземная беспредельность верности Светы Чапуриной себе и своим песням выводит ее очень далеко за рамки шоу-бизнеса" (Сергей Гурьев, "Свистопляс", 1/2000)
"Что до панка, то это определение не слишком подходит к ее музыке, свободно совмещающей элементы блюза, рока, фолка и - особенно в инструментальных композициях - джаза и авангарда" (Екатерина Борисова, Fuzz, 1-2/2000)
"Это первый опыт работы коллектива ... в условиях профессиональной студии - досель в репертуаре ДМиК числились лишь демо 1998 года "Хохот Моцарта" и многочисленные концертные записи. Альбом издается на "Отделении ВЫХОД", что само по себе говорит искушенному меломану о многом, а если добавить к этому перманентный интерес, проявляемый к деятельности трио со стороны столь разнополюсных персонажей рок-н-ролльного и около-рок-н-ролльного райка, как Сергей Гурьев, Егор Летов, Артемий Троицкий и Роман Неумоев, то перспектива действительно вырисовывается крайне заманчивая" (Я-Ха, "Свистопляс", 2/2000)
"Света сразу от всех отличается, чувствуя себя одинаково органично и независимо, по крайней мере в четырех стилях. Но в целом то, что она делает, - это, конечно, "русский панк", та нервная музыка, которая при всей простоте формы и доступности средств является самой лучшей проверкой индивидуальности, искренности и силы" (Дмитрий Иванишен, ЭНск, 3-4/1994)
"Эта питерская группа ... имеет статус культовой команды среди продвинутой общественности обеих столиц. Уникальный сплав фолка, блюза, панк-рока, хард-кора, нетрадиционный состав (домра в рок-н-ролле - инструмент редчайший), постмодернистские тексты Чапуриной, ее энергетически насыщенная манера пения - все это вызывает закономерный интерес, увеличивающийся ныне в геометрической прогрессии" (Fuzz, 1-2/2000)
"Самое ценное здесь даже не легко маркетируемая домра, а то, что песни очень хороши. "это сокровище народного рока, после которого старческие потуги ЧАЙФА или КРЕМАТОРИЯ слушать как-то стыдно"" (А.К.Троицкий, "Ведомости", 24.06.2000)